Музыкальный этно магазин Данила Панфилова: этнические музыкальные инструменты варган, флейта, губная гармошка, бубен, шаманский бубен, музыкальные CD диски. Доставка почтой, курьером, наложенным платежом
  Каталог » Как играть » Как играть на гуслях » Урок 1. Постановка Мои данные  |  Корзина  |  Оформить заказ   
Разделы
Бубны (6)
Варганы (119)
Вистлы (103)
Волынки (25)
Гармоники (1)
Окарины (35)
Перкуссия (23)
Поющие чаши (21)
Струнные (5)
Флейты (159)
Другие музыкальные инструменты (11)
Чехлы (15)
Струны (13)
Обучающие материалы (1)
Музыка (CD) (156)
Этнические сувениры (13)
Этнические украшения (50)
Книги (2)
Полный список товаров
Информация
Магазин в Новосибирске
Регистрация
Оформление заказов
Оплата и доставка
Скидки, бонусы, подарки
Тематические ссылки
Прайс-лист (Excel)
Прайс-лист (HTML)
Свяжитесь с нами
Производители
Скидки Перейти
Карты - Руны любви
Карты - Руны любви
500 руб.
350 руб.
(-30%)
Поиск
Введите слово для поиска. Расширенный поиск
Новинки Перейти
Вистл (тинвистл) Clarke's Sweetone D (Свитон ре) красный
Вистл (тинвистл) Clarke's Sweetone D (Свитон ре) красный
1,090 руб.
Рекомендуемые Перейти
Флейта этническая алюминиевая Bertec D Handy
Флейта этническая алюминиевая Bertec D Handy
990 руб.
Сортировка по цене
До 100
От 100 до 250
От 250 до 500
От 500 до 1000
От 1000 и выше
Статьи
Новые статьи (0)
Все статьи (16)
Как выбирать (3)
Как играть -> (3)
  Как играть на гуслях (1)
Как изменить (5)
Как оплачивать (1)
Как связаться (1)
Как сделать (2)
Как ухаживать (1)
Урок 1. Постановка Урок 1. Постановка

ОСНОВЫ ПОСТАНОВКИ ПРИ ИГРЕ НА ГУСЛЯХ 

Понятие «постановки», применительно к обучению игре на гуслях, предполагает наиболее рациональное приспособление исполнителя к условиям звукоизвлечения на инструменте. Несомненным критерием правильной постановки является принцип естественности, при котором все «игровые мышцы» учащегося находятся в свободном состоянии.

На гуслях играют сидя и стоя, держа инструмент на специально прикрепленном ремне. В начале обучения желательно играть на инструменте в положении сидя. Правильная посадка исполнителя должна обеспечивать свободу игровых движений рук при устойчивом положении инструмента, быть естественной и эстетичной.
Сидеть нужно на половине удобного по высоте стула с прямой осанкой, при небольшом наклоне корпуса вперед (не инструмент «прислонять» к себе, а корпусом чуть наклониться к инструменту). Шею и голову держать ровно, низко (к струнам) не опускать. Ступни опираются на пол, левая чуть впереди правой. Гусли ставятся на колени под небольшим углом наклона к корпусу играющего; вершина треугольника направлена точно к основанию грудинной кости. Ремень прикрепляется к корпусу гуслей в двух местах (за скобу на металлической пластине у нижнего порожка и за скобу примерно у первого или второго снизу колка). Ширина отстегивающегося ремня с двумя карабинами примерно 2 - 4 см. Более узкий ремень при игре «стоя» не обеспечивает комфортной устойчивости инструмента. При такой постановке инструмент удобно держится на коленях даже 5 – ти – 6 – ти летних учеников, и руки полностью освобождаются для игры.


Предплечье левой руки располагается на гуслях примерно на уровне 6-го – 8-го колка (в зависимости от игровой позиции). В начале обучения допускается небольшая опора на инструмент. Обе руки исполнителя по отношению к корпусу инструмента должны находиться под одинаковым углом сгиба.

Обе руки пластично изгибаются в области запястных суставов, что придает кистям необходимую при игре свободу. В процессе освоения исполнительских приемов наиболее рациональная постановка рук на гуслях постепенно совершенствуется и закрепляется.


Плектр (медиатор) необходимо иметь достаточно плотный (чуть толще гитарных, домровых). Держится он между первыми фалангами указательного и большого пальцев правой руки; остальные в слегка согнутом положении прилегают к указательному и не касаются ладони. Качество звука, удобство и свобода игры зависят от умения исполнителя держать и управлять хорошо подобранным (по размеру и качеству материала) медиатором.


При обучении игре на гуслях ни в коем случае нельзя допускать поспешность в работе над правильной постановкой аппарата. Это приводит к отрицательным результатам (особенно у очень одаренных учеников, быстро схватывающих начальные игровые движения). За короткое время можно настолько сильно исказить первые ощущения ученика от прикосновения к инструменту, что потом исправить недостатки в постановке рук на гуслях бывает очень трудно, а подчас и невозможно. Психологически первые уроки, связанные с прикосновением к инструменту, и первые самостоятельно изданные звуки остаются в памяти ученика на всю жизнь. Вот почему в начальный период важно достичь органичного сочетания различных компонентов постановки, исполнительского аппарата: свободы и синхронности рук, тактильных ощущений в пальцах, синхронности обеих рук, свободного дыхания, внутреннего (тонусного) состояния, обеспечивающего эмоциональную выразительность звука и пр.


Педагогу необходимо проявить максимум терпения и выдержки, чтобы создать доброжелательную атмосферу музыкального творчества, которая поможет преодолеть психологические и технические трудности, заинтересовать ученика творческими задачами, как-то: подобрать или создать свои упражнения с инструментом (или без него) и др. для приобретения правильных мышечно-двигательных игровых навыков.

ПОСТАНОВКА ЛЕВОЙ РУКИ ПРИ ИГРЕ НА ГУСЛЯХ

На начальном этапе обучения левая рука гусляра опирается предплечьем на инструмент. Изгиб в запястном суставе позволяет в достаточно расслабленном состоянии опустить кисть на струны. Пальцы либо слегка касаются их, либо находятся между струн. Важнейшим условием свободы игровых движений левой руки является расслабленная кисть (как бы «висящая» от запястья) и слегка согнутые свободные пальцы. По мере освоения инструмента, для достижения большей свободы движений левой руки, желательно убрать опору предплечья на инструмент. Струны как бы слегка прикрываются подушечками пальцев левой руки, без нажима, но так, чтобы они были точно заглушены. Следует обратить особое внимание на мизинец и большой пальцы, которые прикасаются к струнам не центром подушечек, а их боковыми частями. При этом очевиден легкий наклон мизинца влево, а большого пальца - вправо.


Сначала надо научиться свободно и естественно ставить левую руку на струны таким образом, чтобы все пальцы располагались через струну. Для этого предварительно можно нарисовать струны гуслей в виде «веера» и попросить его выполнить упражнение на столе.


Затем, также не спеша, выполнить другое упражнение: поднять кисть левой руки вверх (пальцы свободны, поднимаются невысоко, а опускаются легко и четко, как бы падая, при этом ни одна фаланга пальцев не прогибается), опустить левую руку на нарисованные струны волнообразным движением запястья так, чтобы оно вернулось в исходную точку в момент прикасания подушечек пальцев к струнам. Это же упражнение разучить на инструменте с передвижением левой руки по всему диапазону инструмента вверх и вниз, т.е.: первое движение - пальцы ставятся через струну, начиная с самой нижней, потом - со второй и т. д. То же самое выполнить сверху вниз.


Для способствования развитию внутреннего слуха педагог может сначала проиграть упражнение на инструменте, затем ученик отрабатывает его беззвучно, внутренне представляя звучание.
Такие упражнения помогают ученику постепенно приобрести естественные мышечно - двигательные навыки. Затем, при выполнении задания на инструменте, ученик должен следить глазами за изображением аккорда на нотной строчке и мысленно представлять его звучание.
На гуслях первые навыки игры связаны с аккордами. Не нужно сразу требовать от ученика знания каждой ноты. Важно, чтобы у него образовалась устойчивая связь с видом аккорда и его расположением на инструменте. Этот навык в начале обучения обязателен и является специфической особенностью постановки аппарата исполнителя - гусляра.

Упражнение.
Поставить пальцы левой руки на гусли через струну. 1-й палец - большой, 2-й - указательный, 3-й - средний, 4-й - безымянный, 5-й - мизинец. Счет струн идет от более низкого звучания к более высокому. Пятый палец (мизинец) ставим на первую струну, остальные располагаем через струну. Затем плавным и мягким движением запястья со свободной кистью и полукруглыми пальцами переставляем руку на аккорд со второй струны, затем с третьей и т. д. вверх до конца диапазона вверх, а затем то же движение делаем вниз. Повторить упражнение 4 - 5 раз.


Вначале небольшую сложность представляет собой момент постановки пальцев через струну в каждом последующем аккорде. Ученик пытается рассмотреть струны, близко наклоняясь к ним. Этого следует избегать. Необходимо вырабатывать умение ощущать пальцами соседние струны при передвижении, причем высоко их над струнами не поднимать, а передвигать с помощью движения кисти.

Ежедневная отработка первоначальных беззвучных упражнений приносит гусляру немалую пользу, так как основная цель их состоит в снятии излишнего напряжения и скованности двигательного аппарата. Такие занятия позволяют вырабатывать пластичность движений рук и, что особенно важно в будущем, свободу и легкость в наиболее трудных позиционных переходах.

ПОСТАНОВКА ПРАВОЙ РУКИ ПРИ ИГРЕ НА ГУСЛЯХ

Правая рука предплечьем (примерно чуть ниже локтевого сустава) касается инструмента, но без опоры на него, запястье немного приподнято, кисть свободна.


На начальном этапе необходимо выработать умение пользоваться медиатором без игры на инструменте. Особое внимание обращается на форму кисти и положение пальцев. Кисть как бы «свисает» от запястья, но при этом не должна нарушаться прямая линия от кисти до локтевого сустава. Небольшой изгиб получается за счет слегка приподнятого вверх запястья, а не поворота кисти вправо или влево. Большой ошибкой при постановке является сильный наклон кисти вниз (к нижним струнам). В исходном игровом моменте кисть с предплечьем всегда должны составлять прямую линию с легким изгибом запястного сустава к струнам. Звуки на гуслях извлекаются равномерными по силе ударами медиатора вниз и вверх по струне. Большой и указательный пальцы держат медиатор; средний, безымянный и мизинец собраны, но не сжаты, их ногтевые фаланги составляют одну линию.

С самого начала обучения амплитуда движения медиатора должна не превышать расстояние между струнами.

Упражнение.
Поставить медиатор на струну (левая рука опущена вдоль туловища и участия в этом упражнении не принимает) и, нажимая на нее, провести медиатор вниз с остановкой на соседней струне. Повторить это упражнение несколько раз, следя за качеством извлекаемого звука: он должен быть чистым и красивым, без посторонних призвуков. Затем извлекайте звуки такими же движениями вниз и вверх почти без замаха кисти. Ограничением движения медиатора как вниз так и вверх является соседняя струна. Необходимо поработать некоторое время над этим приемом, играя равномерными ударами и следя за качеством звука. Повторить это упражнение на всех струнах, слушая звуки. Обратите внимание на то, как изменяется тембр звука в зависимости от места его извлечения: ближе к порожку; в центре над резонаторным отверстием; ближе к подставке. Звуки можно произносить громко и тихо, усиливая или ослабляя звучность. Обозначается громкость звука и ее изменения по-итальянски, полностью или в сокращении.

Подробнее техника исполнения отдельных нот или пассажей будет рассмотрена в следующих уроках. В нотах удар медиатора вниз обозначается знаком П, удар вверх - V над нотой.

Оригинал статьи находится здесь

Эта статья была опубликована 24 Апрель 2007 г..
Число отзывов: 0
Написать отзыв
Корзина Перейти
Корзина пуста
Вход
E-Mail:
Пароль:
Регистрация
Отложенные товары Перейти
Нет отложенных товаров.
Отзывы Перейти
Вистл настраиваемый Every Whistle "три в одном"
Отличный набор, звук очень приятный и вживую вистлы выглядит ..
5 из 5 звёзд!
История заказов
Варган австрийский (маультроммель) Karl Shwarz В корзину
Лучшие товары Перейти
01. Дан мои стандартный вьетнамский варган
02. Вистл (тинвистл) Clarke's Sweetone D (Свитон ре) черный
03. Американский металлический казу (kazoo) производства Clarke
04. Комус (варган) алтайский Владимира Поткина
05. Вистл (тинвистл) Clarke's Celtic Tinwistle D (ре)
06. Трость тростниковая для чантера шотландской волынки
07. Вистл (тинвистл) The Original Black Clarke Penny Whistle D (ре)
08. Вистл (тинвистл) Meg Clarke D (Мег Кларк ре) черный
09. Комус (варган) алтайский Павла Поткина
10. Комус (варган) алтайский Андрея Казанцева низкочастотный



Индекс цитирования

(c) 2004-2020 Музыкальный этно магазин Данила Панфилова
RSS каналы