У китайцев всё не как у людей. Они едят собак и
человеческие эмбрионы с помощью палок, да называют поперечную флейту
тыквой.
«Хулу» переводится как тыква, «биландао» – тыква, в которую
воткнули бамбук. В тыкнули. Но, несмотря на свой
донельзя оригинальный внешний вид, хулуси – это поперечная флейта.
Точнее, три флейты, в тыкнутые в общий корпус из
тыквы.
Одна из этих флейт – с дырками, мелодическая; остальные две –
без дырок и дают только один тон (т.н. волыночный тон)
Волыночные трубки можно заткнуть, и
тогда хулуси будет звучать как обычная бамбуковая поперечная флейта.
Нежно и мелодично. С открытыми волыночными трубками инструмент
превращается в натуральную волынку. Ау, кельты! Зачем таскать с собой
здоровый бурдюк, который к тому же требует треножить исполнителя
четырьмя микрофонами с разных сторон, когда есть то же самое, но в
десять раз меньше и рассчитано под один микрофон?:)
Режим волынки
=> mp3, 121 kb
Режим соло =>
mp3, 120 kb
В тыкнутые поперечные флейты в том
месте, которое внутри тыквы, снабжены особой конструкции язычком. У
волыночных трубок он похож на звукоизвлекающий элемент гармони и
колеблется согласно собственным параметрам (размеру, амплитуде и
т.д.). У мелодической флейты всё хитрее: при небольшой силе вдува он
тоже генерирует собственные колебания, а если дуть сильнее – создает
общий резонансный контур с воздухом трубки. Собственно, тогда и
возможно мелодическое звукоизвлечение. В общем, дуть в хулуси надо СИЛЬНО.
Отверстий на мелодической флейте – семь.
Четыре ближайших к тыкве прижимаются пальцами левой руки (нижнее –
большим пальцем, затем указательный, средний, безымянный). Остальные
три – пальцами правой. Почти как у блок-флейты, только без мизинцев.
Полутона уверенно извлекаются полузакрытием отверстий. Дуть нужно в
верхний хвостик.
Партия хулуси, которую я видел, была в разных тональностях, но в
одном и том же ладу, который маркируется на тыкве.
Лад – диатонический. Сначала я на это обиделся – мол как же так,
этническая китайская музыка не пользуется диатоникой. Но на самом деле
это правильно: только диатонический инструмент может нормально
вписаться в ансамбль.
Лад там такой: 2-1-2-2-3-2. То есть, если маркировка хулуси – G
(соль-мажор), то строй будет такой: D - E - F #- G - A - B - D - E .
Последняя E – под большим пальцем левой руки, конечно же. Пентатоника,
что и требовалось доказать. Соответственно, тон большей волыны – E ,
меньшей – B.
Советую брать те хулуси, что размером поменьше (маркировки C,
D…) , иначе может не хватить дыхания на длинную фразу.
В общем, инструмент мне понравился.
Приятный и оригинальный звук, неплохой драйв, богатые возможности
интонировки, экзотический внешний вид. Инструмент хорошо впишется как
в кельтскую этнику, так и в восточную. Примером того, что можно
исполнить на хулуси может служить композиция
Владисвара Надишаны
Благодарность: Музыкальному
этномагазину Данила Панфилова за предоставленный
экземпляр хулуси.
Автор: Георгий Андриянов,
группа Буготак |