Музыкальный этно магазин Данила Панфилова: этнические музыкальные инструменты варган, флейта, губная гармошка, бубен, шаманский бубен, музыкальные CD диски. Доставка почтой, курьером, наложенным платежом
  Каталог » Как выбирать » Тонкости выбора варгана Мои данные  |  Корзина  |  Оформить заказ   
Разделы
Бубны (6)
Варганы (119)
Вистлы (103)
Волынки (25)
Гармоники (1)
Окарины (35)
Перкуссия (23)
Поющие чаши (21)
Струнные (5)
Флейты (159)
Другие музыкальные инструменты (11)
Чехлы (15)
Струны (13)
Обучающие материалы (1)
Музыка (CD) (156)
Этнические сувениры (13)
Этнические украшения (50)
Книги (2)
Полный список товаров
Информация
Магазин в Новосибирске
Регистрация
Оформление заказов
Оплата и доставка
Скидки, бонусы, подарки
Тематические ссылки
Прайс-лист (Excel)
Прайс-лист (HTML)
Свяжитесь с нами
Производители
Скидки Перейти
ЭТНОZ (Этноз, Ethnoz) - Сборник этнической музыки выпуск первый
ЭТНОZ (Этноз, Ethnoz) - Сборник этнической музыки выпуск первый
120 руб.
60 руб.
(-50%)
Поиск
Введите слово для поиска. Расширенный поиск
Новинки Перейти
Вистл (тинвистл) Clarke's Sweetone D (Свитон ре) серебристый
Вистл (тинвистл) Clarke's Sweetone D (Свитон ре) серебристый
1,090 руб.
Рекомендуемые Перейти
Дан мои стандартный вьетнамский варган
Дан мои стандартный вьетнамский варган
450 руб.
Сортировка по цене
До 100
От 100 до 250
От 250 до 500
От 500 до 1000
От 1000 и выше
Статьи
Новые статьи (0)
Все статьи (16)
Как выбирать (3)
Как играть -> (3)
Как изменить (5)
Как оплачивать (1)
Как связаться (1)
Как сделать (2)
Как ухаживать (1)
Тонкости выбора варгана Тонкости выбора варгана

Тонкости выбора варгана

За свою жизнь я успел поиграть на многих варганах, так что уже достиг в этом вопросе определенного уровня профессионализма. По моим наблюдениям, основной проблемой, с которой приходится сталкиваться начинающим варганистам, является проблема выбора инструмента. Казалось бы, что тут такого? Покупай любой варган, какой по средствам подходит, вот и все замечательно. Но не все так просто. Мастера-варганисты бывают разные, а варганы еще более разные. Например, при помощи кубыза (башкирского варгана) не удастся толком помедитировать, зато он – прекрасный выбор для музыкантов. Русский гнутый варган, напротив, оптимален именно для медитативно-трансовых практик, часто применяется в шаманизме.

История варгана

Прежде всего, хочу немного углубиться в историю этого великолепного инструмента. Варган является одним из самых древних самозвучащих музыкальных инструментов, сравниться по древности с которым может только yidaki (в просторечии - диджериду). Простейший принцип устройства инструмента дает широчайшие возможности – от музицирования до вхождения в самый настоящий транс. Не стоит забывать, что бубен и варган у шаманов многих народов мира идут в одной упряжи – например, на Чукотке название варгана переводится как «зубной бубен». Тот, кто хоть раз слышал настоящий шаманский бубен, поймет, о чем идет речь – эти незабываемые вибрации, бьющие прямо в грудь, моментально изменяющие сознание... У варгана есть такой же эффект, но в миниатюре – при игре на хорошем, мощном варгане (гнутый, кованый) идут такие мощные вибрации в зубы:), что сознание тут же улетает в заоблачные дали:). Помимо бубна и варгана таким же эффектом обладают некоторые стили горлового пения (каргыраа) и диджериду, поэтому, на мой взгляд, рассматривать эти инструменты в отдельности не имеет смысла – но об этом будет дальше. Родоначальником варганов, по всей видимости, является самый обычный лук, который позже также превратился в музыкальный инструмент – ротовой лук.
Итак, для начала рассмотрим основные виды варганов.


Классификация

Самое первое, основное деление – это деление на пластинчатые (дан мои) и дуговые (хомус) варганы. Отличает их многое, хотя принцип звукоизвлечения похож. Незначительные отличия техники игры происходят от различности самих варганов. Самыми популярными варганами на данный момент являются именно дуговые варганы – русский варган, якутский хомус, немецкий маультроммель и так далее.
Главное отличие пластинчатого варгана от дугового – в строении. Пластинчатый варган, как следует из названия, сделан из пластины какого-либо материала (чаще всего это дерево – бамбук, однако в восточных вариантах пластинчатых варганов используется металл), в котором вырезан язычок, являющийся игровой частью инструмента. Дуговой варган же, как правило, состоит из двух частей: корпуса (по его форме как раз и назван этот тип) и язычка, которые соединяются вместе. Чаще всего для изготовления дуговых варганов используется металл, хотя у меня в коллекции есть великолепный дуговой мансийский хомус из оленьей кости. Материал варгана определяет его звук, именно поэтому самые качественные варганы делаются из специальных сплавов, дающих качественный звук. Также на звук влияет размер и форма самого варгана, упругость язычка, длина загиба и умение самого варганиста:).

Вторая классификация варганов – по методу изготовления. По этому самому методу варганы можно разделить на гнутые, кованые и на некий промежуточный вариант, используемый в варганах Валерия Ерошева – полукованые. Есть еще штампованные варганы – ширпотреб на сувениры, их мы рассматривать не будем – нет в них ничего интересного и магического (хотя, будучи на озере Иссык-Куль, что в Киргизии, совершенно случайно наткнулся на штампованный варган с таким потрясающим звучанием, что подруга моя до сих пор не желает играть на чем-то еще). Нельзя однозначно сказать, что одни варганы лучше, а другие хуже – у всех своя специфика. Гнутые варганы, например, обладают глубоким проникновенным звучанием, кованые же более звонкие и ясные. Тут уж дело ваших личных предпочтений, хотя, как правило, профессиональные варганисты все же стараются играть на кованых варганах из-за их мощного звучания.

Дальше. Варганы делятся по размерам – от небольших (киргизские ооз-комусы, современные алтайские хомусы) до крупных (якутские хомусы), Опять-таки, нельзя сказать, что размер варгана прямо пропорционален качеству звучания, но замечу, что чем варган больше, тем звучание у него мощнее и ниже.

И, наконец, последняя классификация, совсем уж экзотическая – имени Роберта Загретдинова:). Этот мастер мирового класса сумел сделать нечто совершенно удивительное - электрические варганы:). К сожалению, на таком агрегате играть мне не приходилось, но вживую видел – вещь потрясающая. Соответственно, варганы можно разделить на акустические и электрические. (Тот же Загретдинов изобрел, запантетовал и делает в единичном количестве еще и кулисный варган, очень похожий на пистолет. К какому классу его пристроить? - прим. Д.П.)

Итак, классификацию варганов рассмотрели, пусть и кратко – зато, я надеюсь, понятно. Теперь перейдем к следующему вопросу –

Выбор варгана

Для начала необходимо определиться, для чего Вам нужен варган. Чаще всего варган покупают для следующих целей: музицирование в группе; игра для собственного удовольствия; наведение шаманского транса; как сувенир. Вот эти цели сейчас и будут рассмотрены.

Начну с последнего пункта – с покупки варгана как сувенира. Сразу возникает вопрос: а оно Вам надо? Тот, кто знает, что есть варган, не поймет, почему он валяется без дела, а тот, кто не знает (а таких большинство), пожмет плечами и изречет что-нибудь великомудрое про народы Крайнего Севера и Чукотки. Так что – если уж Вам нужен сувенир – можете брать самый блестящий варган, аки сорока.

Чаще всего варган приобретают и играют на нем для собственного удовольствия. Здесь уже сложно говорить что-либо определенное, выбирайте варган по звучанию – какой больше всего нравится. Вряд ли стоит ориентироваться на чьи-то советы, смело выбирайте то, к чему душа и ухо лежит, и будет Вам радость. Единственное, что могу посоветовать – по первому разу не берите большие варганы, с непривычки и зубы можно повредить.

Если Вы собираетесь играть на варгане в музыкальной группе – вопрос уже стоит по-другому. Варган нужен с мощным звуком, лучше всего подходят кованые варганы, особенно – якутские. Дальше нужно определиться с настройкой самого варгана. Приведу пример из собственной практики – музыка, которую играет мой проект, сводится в основном к двум нотам – Ми и Си. Понятно, что варган, настроенный в Ре или в Соль, будет вносить лишь дисгармонию в музыку, не даруя того очаровывающего транса, которого я от него жду. Так что – определяйтесь с настройкой. Оптимальным вариантом была бы покупка Загретдиновского варгана с изменяющимся тоном (кулисного варгана), но достать такой вариант практически нереально – Роберт Загретдинов делает такие варганы, можно сказать, только для избранных. Дальше будет описан способ настройки варгана, но эта операция позволяет изменить строй максимум на тон-полтора. Если же варган является ведущим инструментом проекта, строй уже не так важен, надо настраивать другие инструменты. Еще один момент заключается в самой игре на варгане – если вам необходим драйв и скорость, смело берите башкирский кубыз, если же варган будет звучать долго и чисто – берите варганы с более протяжным звучанием.

Последний пункт – применение варгана для шаманских медитативно-трансовых практик. Это применение варгана, как я уже написал выше, имеет древнюю историю, так что и варганы для шаманской практики должны этому соответствовать. Например, штампованный на каком-нибудь немецком заводе маультроммель явно не подойдет до этих целей, как, впрочем, и любая штамповка – варган должен быть сделан вручную, быть максимально аутентичным. Лучшим выбором здесь являются профессиональные якутские или тувинские хомусы, однако великолепно подходят также и киргизские ооз-комусы. Прежде всего, узнайте историю самого варгана, для чего он применялся – например, киргизский ооз-комус из меди традиционно использовался именно мужчинами, а из стали – женщинами. Все это немаловажно, так как варган, который вам не подходит, может завести вас в такие миры, из которых вы самостоятельно не выберетесь. Ну и ориентируйтесь на звук и вибрацию – хороший шаманский варган имеет мощное, глубокое звучание, желательно – низкое (если нет бубна), должен при ударе по язычку давать стабильные, сильные, долго затухающие колебания (это необходимо для полного вхождения в транс).

Итак, будем считать, что с выбором варгана Вы более-менее начали определяться, посему приведу характеристики различных варганов, на которых мне приходилось играть.
Начнем с пластинчатых варганов.

Дан Мои

Вьетнамский варган дан моиВьетнамский пластинчатый варган, изготовленный из специального сплава. Имеет долгий, мягкий звук, чаще всего высокий. При игре на дан мои используется техника, отличная от таковой у дуговых варганов – сам дан мои не прижимается к зубам, а прикладывается к губам. За счет этого облегчаются многие приемы, так как ротовая полость свободна в куда большей степени, нежели при игре на тяжелых дуговых варганах. Однако у этого есть и минус (с моей точки зрения) – практически отсутствуют вибрации, посему в полноценный транс при помощи дан мои Вы не войдете.

Дан мои (за счет приятного звука) я рекомендую для тех варганистов, которые играют для собственного удовольствия, а также в группах, где варган является ведущим инструментом (Я еще рекомендую дан мои для новичков, на нем очень просто научиться играть - прим. Д.П.).

+ Купить дан мои +

Агас-кумыз

Деревянный варган родом из Башкирии. Имеет весьма необычный звук, лично мне напоминающий щелканье. Техника игры такая же, как на других пластинчатых варганах. Агас-кумыз идеально подойдет для собственного музицирования, а также для игры в группах с чисто этнической направленностью (особенно – если эти группы используют аутентичные башкирские инструменты).

Костяной варган

Один знакомый умелец навострился делать пластинчатые варганы не из чего-нибудь, а из костей. Человеческих. Играл я на таком варгане... Звук очень напоминает агас-кумыз, но более сухой какой-то. Ну и само осознание того, что ты играешь на человеческой кости, также накладывает отпечаток. Немного отойду от темы – помимо этого варгана, в арсенале этого умельца были также дамару (тибетские барабаны из человеческих черепов), диджериду из большеберцовых костей, какой-то странный агрегат под названием Веден Колот... Когда слушаешь все это – пробирает настоящая дрожь. Так что такие варианты варганов – исключительно ритуальные, для простого музицирования использовать их нет ни смысла, ни желания.

Итак, теперь переходим к варганам дуговым.

Русский гнутый варган (мастер – Валерий Ерошев)

Гнутый варган ЕрошеваВарган, выполненный в русской традиции, собственно, единственный, который может называться именно варганом. Великолепный глубокий звук, сильные вибрации, мощный язычок. Сам варган очень тугой, явно мужской вариант – девушкам я настоятельно не рекомендую такие инструменты. При неправильной игре язычок запросто может выбить зубы (такой случай был с одним моим знакомым). Варган хорошо сочетается с горловым пением, идеально подходит для любых целей – от музицирования (неважно, одному или с группой) до наведения транса, как на играющего, так и на слушающих. Минусы этого варгана следующие: длинный язычок не позволит играть быстрые, «плясовые» мелодии, поэтому его лучше использовать для размеренной, неторопливой игры.

Еще стоит сказать про одну отличительную черту гнутых варганов Ерошева: они "заводятся", то есть при глубоком вдохе эти варганы издают звучание без всяких дополнительных манипуляций. (Заставить практически любой дуговой варган стопроцентно"заводиться", или, как еще говорят, "тянуться", очень просто: надо отогнуть язычок так, чтобы он сместился относительно дек, т.е. был непараллелен им, а уходил вверх (или вниз, смотря как смотреть на варган). Такой прием закрепления язычка особенно хорошо заметен у гнутых ерошевских варганов и концертных кубызов Загретдинова. А у комусов Поткина напротив, язычок закреплен строго параллельно декам - прим. Д.П.)

+ Купить гнутый варган Ерошева +

Шестигранный варган (мастер – Валерий Ерошев)

Шестигранный варган Ерошева Авторская разработка Валерия Ерошева. Стандартная гнутая основа дополнительно проковывается (машинная ковка), в результате чего варган получает более мощную обертоновую гамму, более мощное и глубокое звучание. Лучше всего подходит для шаманских практик, хотя и для других целей тоже замечателен. Если на гнутом варгане девушки еще могут хоть как-то играть, то к такому варгану лучше даже не прикасаться – слишком мощный и агрессивный для нежной женской игры.

+ Купить шестигранный варган Ерошева +

Алтайский комус (мастер – Владимир Поткин)

Алтайский комус (варган) Владимира Поткина Варган из латуни, имеет небольшие размеры и высокое, нежное звучание. Вот это – варган, который я рекомендую девушкам! Нежное звучание как нельзя более точно подходит спокойной и размеренной игре, присущей варганисткам всех возрастов:). Комуз великолепно изготовлен, а за счет специальных материалов и обработки он лишен классической проблемы варганов – ржавчины. Лучше всего подходит для музицирования, шаманские путешествия с ним могут совершать (в большинстве случаев) только девушки, для мужчин он слишком нежен. (Здесь я не соглашусь с автором - записывать поткинский комус в "женский" не совсем верно. У комуса очень хороший диапозон, великолепные обертона, он очень музыкальный и хорошо сочетается с другими инструментами - например, гитарой, губной гармоникой. На нем можно играть и медленные, и очень быстрые мелодии - он отлично работает в обе стороны. На поткинском комусе играют много хороших и известных музыкантов, он очень популярен во всем мире. Я бы рекомендовал этот варган не только девушкам, а всем интересующимся варганами - для новичка это очень хороший выбор - прим. Д.П.)

+ Купить алтайский комус Поткина +

Кубыз (мастер – Роберт Загретдинов)

башкирский простой кубыз ЗагретдиноваТрадиционный башкирский варган, обладающий тугим язычком с коротким загибом и высоким, певучим звучанием. За счет тугого язычка кубыз идеален для быстрой игры, прекрасно выписывающейся в национальные башкирские мелодии. Применение в шаманской практике, на мой взгляд, ограничено – разве что в случаях, когда нужна быстрота и скорость (чаще всего же необходим неторопливая, вдумчивая мелодия). Один из главных плюсов кубыза – его невозможно сломать, если не прикладывать к этому специальных усилий:). Некоторые варганисты носят кубызы прямо в кармане, что не особо вредит последним.

+ Купить башкирский простой кубыз Загретдинова +
+ Купить башкирский концертный кубыз Загретдинова +

Стальной ооз-комуз

Кыргызский традиционный варган. Ооз-комузы из стали считаются женскими, обладают мягким, спокойным высоким звучанием, в этом плане похожи на алтайские комузы. В Кыргызии штампованные стальные ооз-комузы можно купить практически везде. ("Штампованные" - не совсем правильное определение для кыргызских варганов. Я не видел ни одного кыргызского темир-комуза, сделанного с применением штампа, все одни делаются вручную. Другое дело, что качество кыргызских варганов, которые можно купить на том же рынке в Бишкеке, может существенно различаться - прим. Д.П.). Я, правда, не рекомендую брать такой варган: они, как правило, отличаются довольно слабым звучанием. Куда лучше поискать толкового мастера, который бы сделал качественный ооз-комуз с хорошим звучанием. Стальной ооз-комуз я рекомендую, прежде всего, девушкам за счет небольших размеров, мягкого язычка и спокойного звука. Варган может использоваться как в музицировании, так и в шаманской практике.

Медный ооз-комуз

Опять-таки киргизский варган, изготовленный из меди. Эти варганы считаются мужскими: они более массивны, звучны и немного агрессивны. Несмотря на малые размеры, звук медного ооз-комуза очень мощный, громкий, с великолепной обертоновой гаммой. Хороший медный ооз-комуз придется поискать даже в Киргизии: это – исключительно штучный товар ручной работы, так что найти его можно ТОЛЬКО у мастеров. Варган идеален для шаманской практики и музицирования.

(Наиболее распространненое в Кыргыстане название варгана - темир-комуз. Комуз - это трехструнный деревянный инструмент, близкий родственник русской домры. Кыргызский варган повторят форму этого инструмента, а приставка "темир" подсказывает, что он сделан из металла - прим. Д.П.)

+ Купить кыргызский темир-комуз (модель 1) с чехлом +

Тувинский темир-комус

Традиционный варган тувинской традиции – темир-комус – сложно однозначно отнести к дуговым варганам. По сути, это переходный этап между пластинчатым и дуговым варганом, что указывает на древность такой формы. Товар исключительно редкий, достать его практически невозможно даже в Туве – мастеров, которые делают качественные темир-комусы, можно пересчитать по пальцам. На тувинском варгане мне доводилось играть только один раз, и вряд ли я когда-либо забуду этот потрясающий звук и мощные вибрации.

Варган идеально сочетается с горловым пением, основное его применение – шаманская практика. При игре на темир-комусе придется быть очень осторожным: язычок очень легко отломать, посему – берегите такой раритет, если уж он попал к Вам в руки.

Маультроммель

Немецкий варган с ОГРОМНОЙ подковой (на российском рынке чаще встречается дешевый австрийский маультроммель - прим. Д.П.). Пожалуй, других таких дуг я не видел больше нигде. Варган очень крупный, имеет низкое, мощное звучание. Вибрации очень небольшие, так что основное его применение – музыка. В Германии маультроммель достать сложно, однако если Вы найдете мастера – варган обойдется Вам в копейки. Сей варган я рекомендую как мужчинам, так и женщинам. Девушкам маультроммель вряд ли подойдет.

Словацкий варган

 Словацкий металлический варган Словацкий варган – необычная вещь. С одной стороны, он похож на простую штамповку, с другой – следы напильника позволяют думать о ручной доводке инструмента. Словацкие варганы отличаются асимметричностью формы и очень коротким загибом, из-за чего на варгане возможны очень быстрые мелодии. Также варган имеет весьма оригинальный вид – он вороненый, что замечательно предохраняет от ржавчины. Среди словацкий варганов есть еще так называемые «в деревянном фрейме», звучание и принцип игры у них такие же, как и у обычных, отличие лишь во внешнем виде – они оправлены в дерево. Еще надо заметить одну черту словацкий варганов: они очень легко заводятся, то есть при вдыхании воздуха через них они издают звук. Применение в основном только музыкальное.

+ Купитьсловацкий металлический варган +

Хомус

Итак, мы добрались до жемчужины мирового варганостроения:). Хомус – якутский варган, имеющий большие размеры, очень длинный язычок и крайне мощное звучание, сопровождающееся сильной вибрацией. В Якутии этот варган достать достаточно сложно, и даже там он стоит дорого – однако свою цену он оправдывает полностью. (Это не совсем так: в Якутии хомус вещь весьма распространенная, играют на нем, без привеуличения, почти все коренные жители. Мастеров - причем, хороших! - там очень много. Купить хомус в Якутии (республике Саха) не проблема. - прим. Д.П.) . Великолепно сочетается с горловым пением, часто используется в шаманских ритуалах (для шаманизма хомус – оптимальный вариант). Также подходит для музицирования, как одному, так и в группе. На хомусе традиционно играют только мужчины (тем не менее, некоторые якутские женщины "зажигают" на хомусе не хуже мужчин - прим. Д.П.), однако я рекомендую сей варган всем варганистам – вряд ли Вы сможете найти вариант лучше этого. Якутские хомусы очень долговечны, бывает, что они даже передаются по наследству, играют на них десятилетиями.

Варган и другие инструменты

Варган прекрасно сочетается со многими инструментами. Все инструменты я, естественно, рассмотреть здесь не смогу, но попробую рассказать хотя бы про некоторые.

Этнические инструменты

Вне всякого сомнения, варган в первую очередь должен сочетаться именно с этническими, традиционными инструментами. Очень красиво варган сочетается с идаки (диджериду), бубном и горловым пением. Именно поэтому я всегда говорил, говорю и буду говорить, что диджа, варган, бубен и горло неотделимы друг от друга. Быть может, диджериду и не очень вписывается в этот ряд из-за австралийского происхождения, но по звуку – они просто созданы друг для друга. Те же обертона, те же вибрации... Как правило, в группах, где эти инструменты (кто сказал, что горло – не инструмент:)?) одновременно используются, они занимают вполне определенные позиции. Бубен задает основной ритм, к нему подключаются идаки и варган, как фоновый звук также идет идаки, основную мелодию создают варган и горловое пение. Конечно, все может быть и по-другому, но это – стандарт.

С другими этническими инструментами варган также сочетается хорошо. Особенно это относится к различным перкуссионным и струнным инструментам. В сочетании с флейтой варган звучит неплохо, но флейта, на мой взгляд – самодостаточный инструмент.

Современные инструменты

Инструмент, с которым варган сочетается лучше всего (из современных) – это акустическая гитара. (Видимо, имеется ввиду испанская гитара. Прародительница испанской гитары - лютня - инструмент достаточно древний - прим. Д.П.). Неторопливая фольклорная мелодия, которую великолепно дополняет варган – вот порой все, что нужно для счастья. С электрической гитарой варган сочетается плохо, а если гитара еще и примочена – сочетание вообще никакое (хотя иногда можно добиться интересных эффектов). (Спорное утверждение - послушайте, например, роковые композиции Буготак - прим. Д.П.)

Также варган неплохо сочетается с синтезатором. Звучание получается весьма оригинальное, что нередко используется в стиле ambient (например, в моем ambient проекте «Дракон» основными инструментами являются синтезатор и варган). Вообще, варган достаточно хорошо сочетается практически со всеми струнными инструментами, с духовыми (труба, тромбон, саксофон) он сочетается гораздо хуже.

Итак, я надеюсь, что Вы узнали достаточно про такой интересный инструмент – варган, чтобы выбрать его самостоятельно.


Автор: Лысенко Станислав

Эта статья была опубликована 27 Сентябрь 2005 г..
Число отзывов: 1
Написать отзыв Отзывы
Товары, связанные с данной статьёй:
Башкирский концертный кубыз Загретдинова
Башкирский концертный кубыз Загретдинова
Коу сян тройной китайский варган с чехлом
Коу сян тройной китайский варган с чехлом
Алтайский комус. Первое знакомство. Мультимедийный курс игры на алтайском варгане (CD).
Алтайский комус. Первое знакомство. Мультимедийный курс игры на алтайском варгане (CD).
Гнутые варганы Ерошева
Гнутые варганы Ерошева
Комус (варган) алтайский Владимира Поткина
Комус (варган) алтайский Владимира Поткина
Доромб (варган) венгерский "Рококо" (Rococo)
Доромб (варган) венгерский "Рококо" (Rococo)
Корзина Перейти
Корзина пуста
Вход
E-Mail:
Пароль:
Регистрация
Отложенные товары Перейти
Нет отложенных товаров.
Отзывы Перейти
Окарина Focalink керамическая AC Double двойная альт С (до)
Шикарная окарина. Проблема всей серии - верхнее Ми в первой ..
5 из 5 звёзд!
История заказов
Варган австрийский (маультроммель) Karl Shwarz В корзину
Лучшие товары Перейти
01. Дан мои стандартный вьетнамский варган
02. Вистл (тинвистл) Clarke's Sweetone D (Свитон ре) черный
03. Американский металлический казу (kazoo) производства Clarke
04. Комус (варган) алтайский Владимира Поткина
05. Вистл (тинвистл) Clarke's Celtic Tinwistle D (ре)
06. Трость тростниковая для чантера шотландской волынки
07. Вистл (тинвистл) The Original Black Clarke Penny Whistle D (ре)
08. Вистл (тинвистл) Meg Clarke D (Мег Кларк ре) черный
09. Комус (варган) алтайский Павла Поткина
10. Комус (варган) алтайский Андрея Казанцева низкочастотный



Индекс цитирования

(c) 2004-2020 Музыкальный этно магазин Данила Панфилова
RSS каналы